Акустические системы - все что необходимо о них знать

Громкость звука.

  Термин, породившый еще больше склок, скандалов и разногласий, среди новичков. Громкость звука, логарифмическая величина  (величина, которая увеличивается логарифмически :D ).

К примеру, увеличение громкости на 3дб означает увеличение громкости примерно в 2 раза. Увеличение на следующие 3дб, примерно в 4 раза относительно начальной величины. Следующие 3 в 16 раз и т.д. Существуют разные методики измерения громкости звукового давления. Углубляться я в это дело не буду, скажу лишь что, перед тем, как сравнивать величины, сопоставьте методики, по которым они получены и разберитесь, что они показывают. Иначе, вы будете сравнивать цвет со вкусом)). Отдельно стоит упомянуть, восприятие ухом звукового давления на различных частотах. У многих новичков вызывает смех и снисходительное отношение таблицы громкостей звука из учебников. На вроде такой:                                                      

Уровень громкости, скажем, в 120 децибелл может развить обычная система с парой блинов в полке и при этом, вы не будете испытывать никакого дискомфорта. А дело все в том, на какой именно частоте развито такое давление. Уровень в 140 децибелл на низких частотах ухо спокойно перенесет. Но этот же уровень, скажем на монотонном килогерце, сведет вас с ума. Таблицы такого рода, как раз и подразумевают весь диапазон, и не стоит считать, что их составляли дураки ;).

Чувствительность динамика.

  Характеристика, всегда указываемая для динамика. Это, можно сказать, КПД динамика. Чем выше эта цифра, тем громче будет играть динамик, при прочих равных условиях. (Насколько приятно он это будет делать, цифра, при этом, не отражает.) Да! И не путать эту цифру со звуковым давлением, измеряемым на соревнованиях. Эти цифры ничего общего не имеют…почти ничего.

Диаметр динамика.

  Как правило, чем больше диаметр динамика, тем выше его чувствительность, при прочих равных условиях.  См. выше.

Акустическая система (акустика).

  Один или несколько динамиков, вместе служащие для воспроизведения полного диапазона звука. На рынке акустика представлена, как правило, либо однополосной (широкополосной), либо двух - и трехполосной.

Твиттер (пищалка, свисток, пищ.).

Динамик, воспроизводящий диапазон высоких частот. Сейчас распространены 2 типа твиттеров:

Купольные:

Устанавливаются, обычно, в повседневных системах без заявки на громкость










и рупорные твиттеры:

Их применяют в системах, цель которых развивать большую громкость, без учета качества звука.











Мид рейндж (серединка, среднечастотник)

Динамик, работающий в области средних частот.

Бывают диффузорные:


Повторяющие конструкцию обычных диффузорных динамиков.








 

И купольные:

Эти конструкцией повторяют устройство купольных пищалок, со всеми вытекающими последствиями.










Мидбас (мидвуфер, мид.)

Диффузорные динамики, конструкцией напоминающие сабвуферы.

Служат, для воспроизведения мидбасового диапазона, находящегося между среднечастотным и сабвуферным диапазонами. В двухполосных системах, частично берут на себя воспроизведение Сч диапазона.






Сабвуфер (саб, басовик).

Динамик, воспроизводящий область самых низких частот (суббас).

Активный сабвуфер.

Сабвуфер в корпусе, оборудованный встроенным усилителем мощности.

 

 




 





Пассивный сабвуфер.

Сабвуфер, требующий покупки отдельного, внешнего усилителя мощности.










Полосы акустической системы (акустики).

  Количество динамиков в составе акустики, которые воспроизводят отдельно каждый свой диапазон частот (мидбас, пищалки, суббас и т.д.). Играя совместно, создают тот самый полный частотный диапазон звука.

Пассивный кроссовер.

Специальная коробка с платой и радиодеталями, разделяющая сигнал на несколько полос, для динамиков с разным диапазоном частот в многополосной акустике.










Компонентная акустика.

  Это акустика, у которой все полосы устанавливаются отдельно и независимо. Полосы, как правило, подключаются к общему кроссоверу (в котором на общей плате собраны кроссоверы персонально для каждого динамика каждой полосы), либо каждая полоса имеет отдельный кроссовер.

Коаксиальная акустика.

 Акустика, в которой все полосы собраны вместе перед мидбасовым динамиком. На нем же, очень часто устанавливают и кроссовер.

Такие динамики очень широко представляет бюджетный сегмент. Иногда, их заявляют  как 4-5-6 полосными, и даже более! Зачастую это не более чем рекламный трюк и половина динамиков в центре это пластиковая обманка. Кроме того, количество динамиков может быть больше количества полос. Например, если производитель установит 2 пищалки. Полос в этом случае останется 2, просто ВЧ полоса будет сдвоенной.








Головное устройство (голова, башка и т.д.)

Устройство воспроизведения звука в системе. Автомагнитола, планшет, плеер, компьютер и т.д.








Поканальная система усиления (поканалка).

  Это система, в которой у каждого динамика, есть свой канал усилителя, свой линейный выход магнитолы, а также свой набор инструментов для настройки и управления каждой полосой. В таких системах отсутствуют пассивные кроссоверы, а разделение полос осуществляют, либо активные кроссоверы ГУ и  усилителей, либо внешнего процессора.

 

  Мостовое включение каналов усилителя.

  Подключение, при котором 2 канала усилителя работают сообща на общую нагрузку. Мощность, отдаваемая усилителем, при этом, сильно возрастает.

   Силовые кабели.

  Провода питания автозвуковой аппаратуры.

Межблочные кабели.

Провода от линейных выходов магнитолы до входов усилителя










Акустическая проводка.

Провода, идущие к динамикам от магнитолы или усилителя.

Данные термины и обозначения, далеко не все, с которыми вы встретитесь при постройке аудиосистемы. Далее, постепенно, мы продолжим изучать обозначения, термины и народные автозвуковые прозвища.

 По принципу организации, классические бюджетные системы начального уровня, разделяются на следующие схемы подключения: 

—  магнитола и 2 комплекта акустики сзади на полке, либо спереди, в дверях.

—  магнитола и 4 комплекта акустики. 2 спереди 2 сзади (фронт, тыл).

—  магнитола и 2 комплекта акустики спереди + савуфер.

—  магнитола и 4 комплекта акустики + сабвуфер.

—  прочее (поканалки, процессоры, многоусилительные

    системы, многокиловаттные эс пи эль системы и т.д.).

  Отдельным, и очень модным автозвуковым направлением, стала постройка систем ориентированых на громкость звука. Развилось оно благодаря тому, что «громкая» акустика спустилась даже в самые бюджетные ценовые сегменты, позволив, даже новичкам, попробовать себя в этом деле.

  Строго говоря, именно молодые новички автозвука являются основным потребителем громкой аппаратуры. Она позволяет быстро и просто привлечь к себе внимание, заявить о себе миру, что крайне необходимо для каждого парня, который сел в свое первое авто)))). Как бы то ни было, организация громкой системы отличается конструктивно от предыдущих вариантов, хотя и требует учитывать те же законы физики и нюансы при оформлении.

  При выборе компоновки системы в салоне, крайне важно трезво оценить предстоящий фронт работ, свои навыки, опыт и способности. Устройство салона авто у всех моделей разное. В одном авто, установить динамики, скажем в полку, не составит никакого труда, а в другом потребует колоссальных затрат сил и времени, не сопоставимых с пользой от результата. Кроме того, в ходе работ, вы можете столкнуться с какими-то непреодолимыми для вас трудностями и моментами. В итоге, вы получите наполовину раскуроченый и порезанный без всякой пользы салон.

 

Перед тем как что-то делать, определяться и выбирать, тщательно изучите все предстящие работы, нюансы и заморочки. Сопоставьте их со своими возможностями и только когда точно будуте уверены, что справитесь, начинайте работу.